Программа развития

 

 

План ("дорожная карта") по организации применения профессиональных стандартов в МБОУ СОШ № 86 на период до 2020 г.

 

 

Комплексная целевая программа развития МБОУ СОШ № 86 на 2014 - 2017 учебный год

 

 

Комплексная целевая программа развития МБОУ СОШ № 86 на 2018 - 2021 учебный год

 

 


 

 

Концепция

здоровьесберегающего образовательного пространства

МБОУ средняя школа № 86

 

    Концепция здоровьесберегающего образовательного пространства школы представляет собой систему взглядов, обеспечивающих безопасность всех участников учебно-воспитательного процесса.

    Разрабатывая Концепцию школы, мы исходили из осознания того, что в любом обществе, ориентированном на гуманистические и демократические основы, высшей ценностью является здоровье человека. Здоровье является бесспорным приоритетом общественного, национального значения, залогом развития и жизнестойкости государства.

    Современное состояние общества (экономический потенциал, экологическое состояние окружающей среды, наследственность и состояние здоровья родителей) неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья детского населения. Поэтому наблюдается рост количества детей, которым необходима специализированная педагогическая, психологическая, медицинская поддержка в развитии, щадящая организация образовательного процесса.

    Данная Концепция направлена на выявление существующих и создание необходимых условий для полноценного физического, психического и нравственного здоровья учащихся, способствующих их успешной социализации.

    Разрабатывая данную концепцию, педагогический коллектив школы исходил из следующих позитивных установок:

  • Мы делаем одно общее дело, успех которого зависит  от личного вклада каждого;
  • Если у человека нет проблем, он сам является частью проблемы;
  • Если возникают проблемы, мы не ищем виноватого, мы ищем пути и способы их решения;
  • В результате совместной деятельности должен получить пользу и выгоду каждый участник образовательного процесса.

    Актуальность разработки концепции определяется анализом медико-социальных и психолого-педагогических условий деятельности коллектива учителей учащихся, администрации и технического персонала школы.

    Анализ административно-хозяйственных условий показал, что школа расположена на экологически благоприятной территории, поскольку вблизи отсутствуют промышленные предприятия, газостанции и магистрали с интенсивным движением автомобильного транспорта. Школа имеет самостоятельный земельный участок, рационально размещенные спортивную хозяйственную, учебную зоны и зону отдыха.

    В школьном здании оборудованы места для отдыха детей, имеется столовая, туалеты на каждом этаже, первый этаж отведен для занятий учеников начальной   школы.   Учебно-воспитательный   процесс   осуществляется   в учебных   кабинетах,   спортивном   и   актовом   залах. Однако   не   все оборудованы столами и партами, соответствующими росту, состоянию слуха и зрения школьников, что обозначает проблему обеспечения каждого школьника удобным рабочим местом.

    Анализ условий, позволяющих выполнять санитарно-гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, показал, что существует противоречие между максимальной учебной нагрузкой и динамикой работоспособности. В первых классах самая большая учебная нагрузка приходится на понедельник и пятницу, а наивысшая работоспособность - на вторник и среду. Во вторых, третьих и четвертых классах нагрузка распределена более равномерно, (за исключением понедельника). В основной и средней школе в основном наблюдается такая же картина, что позволяет обозначить проблему равномерной учебной нагрузки учащихся в соответствии с возрастными психофизиологическими показателями работоспособности школьников в течение недели.   Частично ее решению способствуют дополнительные каникулы в первых классах (середина третьей четверти), пятидневная учебная неделя. В старших классах - наличие продолжительных перемен (10, 15, 20 минут) и 45 минут между основными и факультативными занятиями. В качестве проблемы можно выделить отсутствие информации о времени, затрачиваемом учащимися на выполнение домашних заданий.

    Анализ условий, позволяющих организовать физическое воспитание школьников, позволяет сделать вывод о системной и целенаправленной работе по повышению двигательной активности учащихся. На проведение занятий по физической культуре добавлен один час в неделю, организована работа спортивных секций (баскетбол, волейбол, плавание, легкая атлетика, каратэ-до, каратэ-киокушинкай) и групп ЛФК. Однако необходимо обратить внимание на диагностику уровня развития физических качеств (выносливости, быстроты, прыгучести и т.п.).

    Анализ условий, позволяющих организовать медицинское обслуживание школьников. Общее количество  учащихся в школе составляет 561 человек, из них в начальной школе обучается 194 человека, в основной -260, в старшем звене - 107 человек. На домашнем обучении в 200.3-04 году находилось 26 человек (5%), в 2004-05 - 24 (4%). Анализ данных углубленного медицинского осмотра (2003-04 учебный год) позволил сделать вывод о том, что дети с нарушениями здоровья составляют 52% от всех учащихся школы. Из 65 % обследованных учащихся (185 в 03-04 году и 181 в 04 - 05) можно сделать вывод о наличии тенденций к росту нарушений осанки (в том числе плоскостопия и сколиоза), зрения, заболеваний нервной системы, избыточного веса, тубинфицированных учащихся и т.п. С сентября 2004 - 05 года организовано наблюдение за учащимися, страдающими простудными заболеваниями. В течение первого полугодия ПО человек (20 %) переболели простудными заболеваниями. В связи с этим за два последних года увеличилось количество учащихся, которым необходимы занятия в группах ЛФК с 61 до 77 человек (13 %). В качестве проблемы можно выделить получение достоверно

Ведущие идеи концепции

    Важнейшим условием организации здоровьесберегающего образовательного процесса является укомплектованность школы необходимыми специалистами: медицинскими работниками, психологами, социальными педагогами, учителями физкультуры и учителями предметниками, считающими приоритетным направлением деятельности работу по изучению, сохранению и укреплению здоровья школьников путем создания безопасного образовательного пространства школы.

    Методологической основой построения такого пространства в школе можно рассматривать культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, базирующуюся на следующих принципах.

  • Творческий характер развития. Рядом исследований (В. А. Петровский, Н. А. Бернштейн) доказано, что даже действия новорожденного ребенка избыточны к его физиологическим потребностям. Творческий характер активности человека проявляется в том, что даже навыки отличаются постоянно изменяющимся конструированием действительности. Данный принцип в современной образовательной практике школы реализуется через увеличение доли креативных, творчески развивающих заданий по всем дисциплинам учебного плана, что может способствовать, по нашему мнению, позитивным изменениям в эмоционально-личностной сфере учащихся.
  • Ведущая роль социокультурного контекста развития. Реализацию данного принципа мы видим через включение в содержание изучаемых дисциплин исторического контекста, образовательных ситуаций, связанных с историей изучаемой науки и жизнью ее творцов. Мы исходим из того, что все, что открыто в современной науке, было в свое время глубоко пережито авторами открытий. История любой науки - это «драма идей и людей», ученые становятся нам ближе, если мы рассматриваем их как «простых смертных». Реальный процесс получения истины - сотни неудач и постоянных споров, которые часто остаются за пределами школьных учебников, создавая иллюзию простоты научных открытий.
  • Учет знаний о сенситивных периодах в развитии. Наличие этих периодов ставит вопрос адекватности языка и методов обучения на разных ступенях общеобразовательной подготовки.

Цель деятельности школы

1.  Достижение заданного государственными требованиями качества среднего образования в условиях единого здоровьесберегающего безопасного образовательного пространства.

Для  достижения    поставленной    цели    считаем    возможным    решение следующих задач:

  • Обеспечить овладение учащимися общеучебными умениями, навыками и
    способами деятельности;
  • Создать   условия   для   осуществления    процессов   самопознания   своего
    физического и психического состояния и овладения приемами поддержания
  • и укрепления собственного здоровья.
  • Создать условия для успешной социализации учащихся путем развития познавательной, коммуникативной и рефлексивной деятельности.
  • Создать условия для снижения негативных образовательных эффектов (переутомления, перегрузки, отвращения к учению, накопления негативного жизненного и учебного опыта).
  • Создать условия для возникновения благоприятного эмоционального комфорта в учебной деятельности средствами реализации индивидуальных потребностей развития в учебной и внеучебной деятельности (научно-методической, исследовательской,  физкультурно-массовой, художественной, спортивной, музыкальной, изобразительной и других видах деятельности).

Принципы реализации концепции

  • Ориентация на социальные и личностные ценности.
  • Гармония в сочетании социальных и личностных ценностей.
  • Реализация требований ГОС к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся.
  • Культуросообразность, как опора на культурно-исторические ценности с целью воспроизводства человека как субъекта культуры.
  • Природосообразность, как учет стартовых возможностей и развитие индивидуальных способностей.
  • Деятельностный подход в образовании.
  • Вариативность как свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса в рамках образовательной программы, учебного плана, учебной дисциплины, отдельного занятия, внеурочных видов деятельности в соответствии с интересами и индивидуальными потребностями.
  • Самореализация (реализация индивидуальных потребностей в развитии).

Психолого-педагогические условия

Под условиями мы понимаем внешние и внутренние обстоятельства, в которых совершается образовательный процесс.

Мы   предлагаем   следующую   классификацию   психолого-педагогических условий.

1. Условия, объективно существующие в окружающей среде, независимые от нашего  сознания,   но  оказывающие  существенное  влияние   на  качество образовательного    процесса.    Среди    них    можно    выделить    условия, оказывающие позитивное и негативное влияние.

В качестве позитивных мы выделяем:

  • Географическое расположение школы в большом городе, крупнейшем культурном центре;
  • Сохранение традиций школы;
  • Престиж учебного заведения;

В качестве негативных объективно существующих условий необходимо выделить:

  • Повышение требований общества, в том числе и государства к выпускнику
    школы и снижение уровня школьной подготовки;
  • Недостаточное финансирование школы;
  • Перегрузка учителей и учащихся школы и наличие вакансий;

2. Субъективные условия - это такие условия, которые создаются в учебном заведении для достижения поставленных целей и задач.

1.  Условия для изучения, сохранения и укрепления собственного здоровья
на основе развития потребностей, усвоения знаний и развития
способности действовать с целью сохранения и укрепления собственного
здоровья.

право выбора факультативов для углубленной подготовки в этом
направлении;

2.  Условия, обеспечивающие социально-психологическую поддержку для
снятия барьеров, препятствующих личностному росту. В качестве
таковых выделяем:

право пользования системой индивидуального психологического
консультирования;

3.  Условия, обеспечивающие комфортную образовательную среду в школе:

санитарно-гигиенические;

условия, направленные на удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности; в этом разделе особенно необходимо остановится на режиме работы столовой, который позволяет неоднократно пользоваться ее услугами в течение дня, что существенно продлевает время пребывания учащихся в школе после окончания занятий;

оборудование помещений (в том числе и туалетных комнат) в соответствии с современными требованиями дизайна (озеленение, настенная графика,
панно, картины, созданные руками учащихся, сменные выставки творческих
работ:

4.  Условия, обеспечивающие учащихся необходимой информацией об
организации учебной и внеучебной деятельности.

наличие стабильного расписания занятий, кружков по интересам, занятий
коллективов художественной самодеятельности, спортивных секций;

наличие реального графика учебного процесса, циклограммы видов деятельности, приказов и объявлений, регламентирующих работу школы;

наличие сменных стендов в кабинетах, способствующих повышению
информации об особенностях их работы и специфике преподаваемых
учебных дисциплин;

5.  Условия, повышающие эффективность учебного процесса.

наличие в учебных планах, учебных предметов, способствующие развитию способов мышления и способов действия;

наличие высококвалифицированного коллектива учителей, осуществляющего педагогический процесс:

наличие программно-методического обеспечения, способствующего развитию познавательной, коммуникативной и рефлексивной деятельности;

наличие учебных кабинетов и учебных лабораторий;

наличие технических средств обучения (современная аудио - и видеотехника, мультмедиа, компьютерный класс, копировальная техника);

организация занятий в одну смену;

6. Условия для организации самостоятельной внеучебной деятельности.

наличие библиотеки и читального зала.

наличие методических материалов, рабочих программ, рабочих тетрадей для студентов, способствующих самоопределению, саморазвитию, самоорганизации.

7. Условия, удовлетворяющие потребность во взаимодействии учителей и учащихся типу субъект - субъектных отношений (другой - уникальный, ценный партнер по совместной деятельности).

Стремление к использованию в учебной деятельности взаимодействия субъектов на уровне малых контактных групп, способствующих развитию таких ценностей как уважение, понимание, профессионализм, культура участников образовательного процесса.

Стремление к использованию во внеучебной деятельности видов взаимодействия, предполагающих уважительные взаимоотношения между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, девушками и женщинами, осознание ценности здоровья, детства, материнства, индивидуальности, жизни, человеческого достоинства, веры, надежды, любви, свободы, гуманизма, творчества.

8. Условия для реализации индивидуальных потребностей развития на основе предоставления возможности выбора, принятия решения и взятие на себя ответственности за принятое решение.

право выбора спортивных секций, кружков по интересам, коллективов художественной самодеятельности;

право выбора дополнительных образовательных услуг (индивидуальные занятия на музыкальных инструментах, углубленное изучение иностранных языков, изучение иностранных языков);

Содержание деятельности педагогического коллектива школы, направленное на создание единого здоровьесберегающего пространства

Содержание учебно-воспитательного процесса, протекающего в рамках учебной деятельности, направлено на реализацию требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год).

Содержание учебно-воспитательного процесса, протекающего в рамках внеучебной деятельности, реализуется поэтапно.

На первом этапе оно направлено на оказание социально-психологической поддержки в выборе вида деятельности в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Содержание работы на втором этапе направлено на выбор социальной роли в соответствии с собственными интересами, предпочтениями и степенью успешности той деятельности, которой было отдано предпочтение на первом этапе.

Содержание работы третьего этапа направлено на интеграцию предпочитаемого вида деятельности и выбранной социальной роли. Такая интеграция происходит в процессе вовлечения учащихся в различные формы управления.

Время прохождения каждого субъекта учебно-воспитательного процесса по всем этапам зависит от личностных особенностей развития: характера мотивационно-ценностных отношений, творческой индивидуальности.

Процесс управления воспитательной системой в школе осуществляется в различных формах. 

  • В форме административного управления, если, дело требует быстрого решения.     Решение     принимает     управленец:     учитель,     классный руководитель, администратор.
  • В форме соуправления: на уровне Совета школы и других совещательных органов, в состав которых входят и учителя, и учащиеся, и их родители.
  • В форме самоуправления управленческие решения принимаются учащимися школы.

    Несмотря на то, что, на данном этапе преобладают первая и вторая формы, коллективом осознается ценность и значимость третьей формы, и создаются условия для ее осуществления. 

Направление

 Содержание работы

Ответственный 

Сроки 

1. Нормативно-правовое обеспечение

1. Изучение существующей нормативно-правовой базы по данному направлению. Разработка локальных документов школы, позволяющих реализовать идею создания здоровьесберегающего безопасного образовательного пространства школы.

 

 

2. Кадровое обеспечение

1. Выделение кадров на уровне заместителя
директора по данному направлению.

2. Обеспечение школы узкими специалистами
(педагог-психолог, логопед, социальный
педагог, медсестра, диетсестра, фитотерапевт, специалист по ЛФК, массажист и т.п.)

3. Обеспечение  учебно-воспитательного
процесса учителями физкультуры, ведущими
спортивные секции в каче:тве обязательной
нагрузки, ритмики и хореографии (в связи с
увеличением количества часов по данным
дисциплинам в учебном плане)

4. Повышение квалификации педагогов в центре «Магистр».

 

 

3. Материально-техническое обеспечение.

1. Кол-во учебных кабинетов

2. Кол-во спортивных залов, кабинетов ритмики, ОБЖ, ИЗО, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, кабинет психолога, социального педагога, массажный кабинет, кабинет для фитотерапии, физиокабинет и т.п.

3. Приобретение спортинвентаря.

 

 

4. Медицинское обеспечение.

1. Создание  физиокабинета с массажем, фитобаром, организация диетического питания.

2. Оснащение медицинского кабинета
необходимым оборудованием для проведения процедур, отслеживания уровня физического развития детей (ростомер, весы, ингаляторы, приборы для измерения давления, жизненной емкости легких и т.п.).

3. Регулярная медицинская диагностика     с привлечением специалистов узких специалистов для выявления детей с
заболеваниями и детей «группы риска».

4. Профилактика  заболеваний у детей  группы риска.

5. Профилактическая работа по сохранению
здоровья во внеурочной деятельности.

6. Мониторинг состояния здоровья школьников (особо - первый и второй классы).

7. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы и качеством питания

 

 

5. Социально-психологическое обеспечение.

1. Изучение психологического микроклимата в школе.

2. Изучение социальных условий учащихся.

3. Психокоррекционная работа через индивидуальное консультирование учащихся, педагогов и родителей.

4. Проведение социально-психологических
тренингов.

5. Создание  кабинета психологической
разгрузки

 

 

6. Физкультурно-оздоровительное обеспечение.

1. Включение в учебный план школы дополнительных уроков физкультуры,
ритмики или хореографии.

2. Выделение времени  на ежедневную
утреннюю гимнастику.

3. Формирование по результатам медосмотра групп

4. Проведение спортивных соревнований     (легкоатлетические кроссы, первенства    школы по различным видам спорта, эстафеты, дни здоровья и т.н.).

 

 

 7. Учебно-методическое обеспечение

 1. Анализ  расписания учебных занятий на выявление его соответствия требованиям СанПин к учебной нагрузке учащихся.

2. Введение в учебные планы факультативных занятий, способствующих формированию умений учиться.

3. Введение в содержание учебных дисциплин знаний об основах здорового образа жизни. Разработка содержания  предметной  области «Здоровье».

 

 

   Критерии успешности образовательной деятельности

    Под критериями мы понимаем признаки, на основании которых производится оценка деятельности школы (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.).

В каждом критерии мы выделяем несколько сходных признаков или показателей. Система критериев определяет мониторинг деятельности учебного заведения.

Под   мониторингом    мы    понимаем    определение    критериев    и    их показателей, а так же процесс сбора, хранения, обработки информации о результативности    образовательного    процесса    и    использование    этой информации на различных уровнях организации образовательного процесса.

  • Объект мониторинга образовательный процесс, протекающий в школе.
  • Субъект мониторинга - учащиеся, учителя и администрация школы.
  • Предмет мониторинга  - качество общеобразовательной    подготовки и личностные   изменения   учащихся   в  условиях  здоровьесберегающей   среды школы.

    Уровни использования информации в соответствии с представлениями Третьякова П.И. мы выделяем три уровня использования собранной информации.

 

I уровень использования - ученическое самоуправление (актив класса, Совет
школы).

II    - уровень педагогического коллектива (методические объединения, методический совет, экспертный совет, психологическая служба, методическое объединение классных руководителей и другие профессиональные объединения педагогов).

III - уровень административного совещания.

Система мониторинга результативности образовательного процесса  

1.  Критерий продвижения к здоровому образу жизни.

Показатели Источники информации Формы предоставления информации и ответственные  Уровень использования
Наличие хронических заболеваний Результаты общего медицинского осмотра Заполнение листка здоровья в классном журнале  II

Кол-во пропущенных по болезни часов (в % от общего кол-ва часов)

Медицин­ские справки

Заполнение классного

журнала.

Актив и кл.рук.

I, II

 

Кол-во пропущенных по болезни часов педагогами (в % от общего кол-ва часов)

Больничный Отчет

II, III

Отношение к здоровью (в %) на уровне признания ценностисистемы знаний, овладения способами действия по сохранению и укреплению.

Качество знаний по

предмету

основы зд.об.ж.,

анкетирование

студ

Преподаватель ОБЖ, зам. по ВР

I, II, III

Отношение    к    массовому    спорту (участие    школьников    в    спортивных праздниках, шоу, днях здоровья и т.п.) (в % от общего числа в группе)

Участие в Дне

здоровья и др.

массовых мероприятиях

Графики, сравнительные таблицы

Физорг, кл. рук

I, II, III

Отношение  к  спорту  (участие    в спортивных командах, выступающих за честь школы  в  спортивных соревнованиях

Участие       в спорт. соревн.

Графики, сравнительные таблицы

Физорг, кл. рук

I, II, III

Кол-во учащихся в группы ЛФК  (в % от общего числа в группе)

Общий медицинский осмотр

Журнал занятий. Физорг, кл.рук., учитель ф/в

I, II, III

Результаты диагностики уровня физического развития.

 

Диагностика

с использованием

стандартн. тестов

Сравнительный анализ,       преподав, ф/в

 

II

Наличие вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания)

Наблюдение

Сравнительный анализ, преп, кл.рук., зам по ВР

I, II,

Число школьников, пользующихся горячим питанием (в % от общего числа).

Наблю­дение, анкетирование

Сравнительный анализ 

преп. кл.рук., зам по ВР

II, III

 2. Образовательный критерий. 

Уровень обученности

(в%) и уровень качества обучения (в % ), средний балл (по Третьякову П.И.)

Журналы, посещение

уроков,

результаты

контр., срез.,

административных работ

экзаменов

Цифровой отчет

учителя, графики по   годам, преп., зам. по УР 

I, II, III 

 3. Социально -психологический критерий. 

Количество учащихся, принимающих активное участие во внеурочной деятельности.

Наблю­дение анкетирование

Сравнительный анализ, графики

культорги. кл рук, зам.по ВР 

I, II, III 

Количество учащихся, принимающих пассивное участие во внеурочной деятельности

Наблю­дение анкетирование

Сравнительный анализ, графики

культорги. кл рук, зам.по ВР 

I, II, III  

Кол-во учащихся, пропускающих занятия без уважительной причины.

Журналы

Сравнительный анализ. Учет посещаемости

кл. рук.

I, II, III  

Удовлетворенность учащихся качеством внеаудиторной деятельности.

Анкетирование

Сравнительный анализ. Зам. по ВР

I, II, III  

Кол-во учащихся, реализовавших свои индивидуальные потребности различных видах деятельности.

Анкетирование

Сравнительный анализ.  Зам.   по  ВР, психолог.

I, II, III  

Кол-во учащихся высоко оценивающих престиж школы (в % от общего числа)

Анкетирование

Сравнительный анализ, психолог

 I, II, III  

 Кол-во учащихся, осознающих    свои способности к будущей профессиональной деятельности (в % от общего числа).

 Анкетирование

Сравнительный анализ, психолог

II, III 

 4. Критерий сформированности образовательной среды. 

Уровень   удовлетворенности   учащихся учебной деятельностью по анкете Скок Г.Б. Предмет глазами учащегося.

Анкетирование 

Сравнительной анализ, психолог, преподаватель информатики, зам. по УР

II, III 

Наличие        вариативных         учебных дисциплин.

Анализ планов

Сравнительный анализ,зам. по УР

II, III 

Уровень выполнения учебных планов.

Проверка журналов, посещение уроков.

Сравнительная таблица и диагр., зам. по УР

II, III 

Уровень методического беспечения образовательного процесса. (Определяется по количеству и качеству контролирующих и формирующих заданий по всем темам учебной дисциплины)

Анализы посещенных занят., экзаменов, смотры мет. обесп. курсов

Информационные карты,   предс,    пцк. зам. по УР, методист

II, III 

Наличие дополнительных образовательных услуг

  

Анализ учебных планов

Сравнительный анализ, зам.по УР

II, III 

Материально-техническое   обеспечение образовательного процесса (оснащение техническими     и информационными средствами         обучения, наличие библиотеки и т.д.)

Наблюде­ние, опросы

Сравнительной анализ состояния материально-технического обеспечения образовательного процесса

Директор

II, III